Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop CS8

         

В книге обсуждаются проблемы обработки



В книге обсуждаются проблемы обработки растровой графики в среде самого популярного и мощного редактора Photoshop. Как следует из названия, основное внимание уделяется технологии компьютерной графики, т. е. воспроизводимым методам обработки изображений, дающим сходные результаты при соблюдении одинаковых или близких внешних условий.
Для кого предназначена эта книга? В издательском деле существует емкая формула, которая адресует публикацию специалистам и широкому кругу читателей, заинтересованных в обсуждаемом предмете. Эта формулировка полностью применима в данном случае. Для работы с книгой требуется минимальная подготовка в области растровой графики, знакомство с интерфейсом редактора и знание базовых операций обработки изображений. Иными словами, издание рассчитано на пресловутый средний уровень подготовки читателей, который объединяет всех заинтересованных: от сведущих новичков до деквалифицировавшихся профессионалов.
По своему исполнению это не сборник готовых рецептов, издание такого направления едва ли возможно в растровой графике. Тем не менее автор старался дать такое описание методов обработки изображений, которое в максимальной степени приближается к точности и определенности технологических инструкций. Везде, где это возможно по условиям задачи, приводятся точные числовые значения настроечных параметров. Самые важные операции снабжены поясняющими иллюстрациями.
Книга состоит из шести глав. В первой рассматриваются теоретические основы оцифровки и практические аспекты обработки оригиналов на планшетном сканере. Подробно обсуждаются вопросы выбора оптимального разрешения сканирования.
Очень быстро, на глазах одного поколения, произошли революционные изменения в технологии подготовки цветных изображений. Ранее прецизионный цвет был прерогативой профессиональных систем допечатной подготовки и графических рабочих станций. В наше время множество высококачественных публикаций готовятся к печати на персональных компьютерах, поэтому проблема управления цветом стала массовой. Современные технические и программные средства дают возможность удовлетворительного решения значительной части проблем с цветом. Во второй главе обсуждаются вопросы использования систем управления цветом, проблемы профилирования и калибровки периферийных устройств.
Третья глава посвящена проблемам технической ретуши. Удаление артефактов (пыли, царапин, сколов)- это повседневная работа множества практикующих дизайнеров. Пользователями накоплен огромный опыт по борьбе с дефектами и загрязнениями цифровых изображений. Разработаны технически оснащенные методики ретуши, выходящие далеко за пределы тривиальной обработки клонирующим штампом. Наиболее интересные из них рассматриваются в этой главе.
Нарушение тонового баланса и плохая контрастность - это типичная проблема множества растровых изображений. От этого дефекта страдают не только полутоновые фотографии; ему подвержены изображения любого жанрового направления и цветовой гаммы. В четвертой главе рассматриваются различные методы настройки тона и повышения контраста. Вместе с классической техникой растяжения тонового диапазона при помощи инструментов Levels и Curves обсуждаются более современные методы, не получившие широкого распространения среди практикующих ретушеров.
В пятой главе рассматривается техника цветовой коррекции. Приводятся примеры практического использования всех основных инструментов и средств обработки цвета в редакторе.
Последняя, шестая глава посвящена технике цифрового монтажа. Этот самый большой по объему раздел книги включает в себя описание основных приемов построения цифровых композиций в растровом редакторе. Обсуждаются способы создания теней и искусственных источников света, типичные операции с изображениями человеческих лиц и фигур.
Большая часть примеров и методик книги не привязана к конкретным изданиям редактора. Их может воспроизвести пользователь, работающий с любой версией программы, начиная с пятой. Особо оговариваются те редкие случаи, когда используются специфические средства, не представленные во всех релизах. Главным образом это относится к новым инструментам, впервые появившимся в Photoshop CS.
В начале этого года в компьютерном сообществе было замечено некоторое волнение. Появились слухи о скором выходе новой версии редактора Photoshop. Первые неверные шепотки сменились твердой уверенностью - новый релиз появится не позже осени этого года. Подготовка новых продуктов такого уровня проходит обычно в обстановке строгой секретности. Все информационные утечки контролируются и служат для поддержания высокого градуса общественного интереса к будущему продукту. Недолгое ожидание, скрашенное обсуждением домыслов и разбором предположений, закончилось официальным анонсом фирмы Adobe.
Всех заинтересованных ожидало множество сюрпризов, а самый заметный из них тянет на небольшую сенсацию. В компьютерной индустрии сложилась устойчивая традиция обозначать номерами очередные версии и редакции программных продуктов. Эта практика коренным образом отличается например, от автомобилестроения, где почти каждая марка авто имеет свое официальное имя или прозвище, данное широкими водительскими массами. Наблюдатели, предваряя событие, уверенно окрестили грядущее издание пакета как Photoshop 8. Ломая привычные установления, он появился под длинным именем Photoshop Creative Suite, или Photoshop CS, с использованием краткого, но выразительного постфикса.
Все творческие люди знают, как трудно придумать запоминающийся слоган или броский заголовок. Видимо принимая это обязывающее наименование, фирма Adobe хотела подчеркнуть незаурядный творческий потенциал нового средства и надеется на долгую жизнь пакета на сверхдинамичном рынке программных продуктов.
Какие технические нововведения вошли в состав последнего издания пакета? В официальной спецификации упоминается несколько десятков средств и команд, которые позиционируются фирмой-разработчиком как новинки или существенные улучшения. Еще рано судить о том, как сообщество компьютерных графиков примет предложенные новации. Окончательную оценку им может вынести только совокупный опыт пользователей программы. Перечислим основное.


Файловый браузер. Цифровому дизайнеру и ретушеру по роду своей деятельности приходится иметь дело с множеством изображений различного содержания и графических форматов. Если число источников графических данных, находящихся в обработке, переваливает за сотню, то для поддержания порядка в этом обширном хозяйстве требуются четко разработанная система и специальные программные средства отслеживания версий и вариантов. Рынок программных продуктов предлагает множество утилит такого рода, в качестве примера можно назвать популярную программу ACDSee. С выходом версии CS пользователю нет необходимости обращаться к программным продуктам сторонних фирм. Файловый браузер, встроенный в состав пакета, получил такую функциональность, которая сравнима с лучшими автономными продуктами этого класса. С его помощью можно поддерживать самые обширные коллекции изображений. Браузер представляет собой быструю, гибкую программу, допускающую глубокую настройку под конкретный стиль работы с изображениями.
Настройка клавиатурных сокращений. Photoshop всегда отличался продуманной системой клавиатурных сокращений и ускорителей. Пользователь программы имел возможность выполнить самые востребованные команды или вызвать ходовые интерфейсные средства при помощи фиксированных клавиатурных сочетаний. Назначение быстрых клавиш в Photoshop оказалось настолько удачным, что было заимствовано некоторыми другими графическими редакторами. Теперь эта хорошая практика получила дальнейшее развитие. В новой версии редактора появилось средство настройки клавиатурных комбинаций. Клавиатурный вызов почти не знает ограничений. Почти любая команда программы теперь может быть выполнена при помощи удобного для пользователя набора клавиш.
Улучшенная поддержка цифровых камер. Совсем недавно цифровые камеры считались экзотической новинкой с высокой ценой и ограниченной областью применения. Период взросления и возмужания этого вида цифровой техники занял всего лишь несколько лет. В наше время цифровая фотография - это стандартная технология получения растровых изображений. В состав Photoshop CS вошло специальное дополнение, предназначенное для обработки данных, полученных от цифровых камер. Цифровой снимок теперь можно передать в редактор, без промежуточного сохранения его в одном из стандартных растровых форматов. Средства тоновой и цветовой коррекции могут быть применены непосредственно к данным, записанным во внутреннем формате цифровых аппаратов.
Обработка графических данных с глубиной цвета 16 бит на канал. Современные сканеры способны продуцировать оригиналы с глубиной цвета 16 бит на канал. В наше время эта задача под силу даже оцифровывающему прибору потребительского класса. Ранее эти данные во многом были избыточны, поскольку растровые редакторы не могли полноценно обрабатывать подобные изображения. Ограничения такого рода присутствовали и в предыдущих версиях Photoshop. В редакции CS снята большая часть ограничений на редактирования изображений с большой глубиной цвета. Теперь это штатная задача, которая может быть успешно решена при условии наличия достаточных вычислительных ресурсов компьютера. Эффективное согласование цветов. В редакторе появилась команда, предназначенная для согласования различных цветовых схем. Она называется Match Color и может быть применена к нескольким изображениям, различным слоям и выделенным областям. Коллекция изображений, объединенная единством времени и места (например, фоторепортаж с выставки или снимки показа мод), должна иметь и общее цветовое решение. Ранее это была трудоемкая задача, требующая для своего решения вмешательства оператора высокой квалификации. Команда Match Color представляет собой эффективное средство, предназначенное для автоматизации задачи выравнивания цветовых и тоновых характеристик набора изображений.
Палитра Histogram. Каждый искушенный пользователь программы знает, что распределение тоновых характеристик изображения, представленное в виде двумерной диаграммы, дает важнейшие сведения, позволяющие оценить оригинал и выбрать направление корректировки. Ранее редактор выводил гистограмму только в диалоговых окнах, которые были доступны только во время работы с командой или инструментом. В версии CS появилась специальная палитра Histogram. Ее активность не зависит от выбранных средств, она может постоянно оставаться на экране и выводить все текущие изменения в распределении тонов редактируемого изображения.
Специальная команда для корректировки светов и теней. Эта команда называется Shadow/Highlight (Тень/тень). Это новое средство, вошедшее в состав Photoshop CS, продолжает линию высокоавтоматизированных средств обработки, которая начата инструментами Healing Brush и Patch Tool, дебютировавшими в седьмой версии редактора. Она предназначена для обработки растровых изображений с аномально плотными теневыми фрагментами или ярко выраженными областями света. Такие оригиналы часто дает съемка цифровой камерой с неверно выбранными параметрами съемки. Команда Shadow/Highlight предельно проста в обращении. От ее пользователя не требуется никаких специальных знаний в области колористики и специальной выучки ретушера. Для успешного применения команды требуется всего лишь ясно представлять задачи операции и принять некоторую систему сравнения многочисленных вариантов коррекции, которые в сложных случаях может порождать это средство.
Новые фильтры. Почти каждое новое издание программы предъявляет новые фильтры. В версию CS вошло несколько совершенно новых фильтрующих средств: Lens blur (Размывающая линза) и Photo filter (Фотографический фильтр), который под одним именем объединяет несколько разных инструментов. Первый создает эффект съемки с небольшого расстояния, когда в фокусе аппарата оказывается только центральная часть сцены, а все пограничные фрагменты снимка отчасти размываются. Второй фильтр имитирует съемку с цветными фотографическими фильтрами, которые используются для изменения цветового баланса или цветовой температуры изображения. Кроме того, в редакторе представлен новый способ организации работы с несколькими фильтрами. Подбор оптимального сочетания нескольких фильтров всегда был сложной задачей для дизайнера. Теперь результаты применения нескольких фильтров отображаются в одном окне, которое разрешает свободные эксперименты с их последовательностью и настройками.
Корректирующий инструмент Color Replacement. Это новый инструмент, штатной обязанностью которого является замена выбранных цветов. Нельзя сказать, что это абсолютно новый ресурс программы. Сходные средства давно присутствуют в арсенале пакета, в качестве примера достаточно назвать команду со сходным названием Replace Color. Возможность выборочной замены цветов, реализованная при помощи инструмента, отличается высокой гибкостью и полным контролем оператора над выполняемой операцией. Команда дает очень простое решение типичной проблемы многих цифровых портретов- гиперсвечения зрачков при съемке натуры со вспышкой, известной под названием «эффекта красных глаз».
Поддержка альтернативного дизайна. При работе над сложным проектом часто бывает трудно выбрать лучший вариант оформления без сравнения различных альтернатив. Редкими исключениями следует считать ситуации, когда удается получить лучший вариант редактируемого изображения «с ходу», без оценки версий. Ранее редактор не располагал никакими специальными средствами, позволяющими выполнить сравнение и отбор лучших вариантов на систематической основе. Все паллиативные техники, например порождение дубликатов и использование палитры History, не давали полноценного решения этой задачи. Теперь такое средство есть. Это палитра Layer Comps (Композиция слоев), которая запоминает сочетания слоев и позволяет сравнить варианты изображения, получаемые изменением порядка слоев, их прозрачности и режимов наложения.
Траекторный текст. Продолжает совершенствоваться текстовая подсистема редактора. Все последние версии программы получают дополнительные возможности по обработке текста. Обработка траекторного текста ранее считалась прерогативой векторных редакторов высокого уровня и профессиональных настольных издательских систем. Теперь эту операцию можно выполнять средствами Photoshop CS. Важно отметить, что траекторный текст, созданный в пакете, сохраняет возможность редактирования и допускает выбор множества типографских настроек.
Поддержка больших документов. Множество прямых и косвенных признаков может раскрыть стратегию разработки программного продукта. На рынке программных продуктов присутствует множество проектов, которые создавались наспех, без глубокой проработки основ и ясного представления об «экологической нише». В процессе эксплуатации таких программ пользователи неизбежно сталкиваются с ограничениями, которые представляются надуманными и не поддаются разумному объяснению. Классическим примером такого рода проектов была ныне почившая операционная система MS DOS. Photoshop - это глубоко проработанный программный продукт, который его авторами закладывался в расчете на долгий срок жизни. Об этом, в частности, можно судить по ограничениям на размер обрабатываемых файлов. Они есть в любой программе, но в редакторе верхняя планка поднята на такую высоту, которой с запасом хватало для большей части проектов. Последняя версия редактора может обрабатывать документы размером 300 000 * 300 000 точек (!), обладающих до 56 каналов.



Содержание раздела