В этом разделе рассмотрим еще один ресурс программы, позволяющий получить естественное сочетание объектов в составе одной цифровой композиции, -смешивание слоев. Эта возможность сравнительно редко используется практикующими дизайнерами, поскольку имеет репутацию (незаслуженную) сложного и малоинтуитивного средства. Это мнение можно объяснить только недостаточной практикой его применения; только она освобождает от навязчивых технических ограничений - дает свободу руке и позволяет предсказать результаты.
Кратко напомним техническую сторону дела. В операции могут участвовать любые два смежных слоя. Чтобы получить доступ к настройкам смешения, требуется два раза подряд щелкнуть по пиктограмме верхнего слоя в палитре слоев. Результат операции зависит от положения бегунков на шкалах This Layer (Этот слой) и Underlying Layer (Нижележащий слой). Шкала This Layer задает диапазон видимости точек верхнего активного слоя, на шкале Underlying Layer можно задать интервал визуализации пикселов нижнего слоя. Правила включения или исключения точек обоих слоев различаются. В изображение включаются все точки, яркость которых входит в пределы, задаваемые положением левого черного и правого белого регуляторов. Из нижнего слоя выбираются точки, расположенные за пределами диапазона, задаваемого позициями его регуляторов.
Например, если регуляторы шкалы This Layer занимают позиции 20 и 150, то будут отброшены все точки верхнего слоя, яркость которых меньше 20 и больше 155. Если ползунки шкалы Underlying Layer стоят в положении 10 и 250, то из нижнего слоя в изображение войдут пикселы с яркостями, которые меньше 10 и больше 250.
Важно! Чтобы смягчить переход между выбранными и исключенными точками, следует смещать регуляторы, удерживая клавишу Alt. Это приводит к расщеплению ползунков. Часть тонового диапазона между половинками одного регулятора соответствует переходной зоне от выбранных точек к невыбранным.
Рассмотрим технику смешения слоев на примере изображения, показанного на рис. 6.22. Эта заготовка для будущей композиции состоит из двух слоев - нижний хранит изображение неба, а на верхний слой помещена картинка современного реактивного самолета. Меняя настройки смешения слоев, попытаемся получить изображение самолета, летящего через облака. Будем считать, что палитра слоев находится на экране и активным является верхний слой.
Результат смешения слоев, соответствующий этому выбору, представлен на рис. 6.24.
Рассмотренный способ сочетания слоев не является единственным. Рассмотрим вариант этой методики, когда самолет расположен под изображением неба, а для смешения используется не нижний, а текущий слой. Начнем работу с того же самого состояния композиции.
На заметку! Для быстрого перехода к инструменту Move (Перемещение) достаточно просто нажать и удерживать клавишу Ctrl. Это соглашение действует для большей части инструментов программы. Редкими исключениями, когда этот способ активизации оказывается недействительным, являются инструменты Реn (Перо), Hand (Рука) и Path Component Selection (Выделение компонентов контура).
На рис. 6.25 показано найденное положение ползунков, а соответствующий результат представлен на рис. 6.26.
На заметку! Смешение слоев часто дает результаты, которые трудно получить другими способами. Эта техника была бы незаменимым средством синтеза, если могла обрабатывать объекты любого типа. К сожалению, качественное и предсказуемое объединение дают объекты, которые значительно различаются по своим тональным или цветовым характеристикам. Следует отметить еще одну тонкость техники смешения слоев. Перемещение слоев при фиксированных параметрах смешения позволяет получить различные по внешнему виду композиции.