Средства управления и тактика использования простых технических средств не сильно различаются. Описание ресурса можно использовать как руководство по его рациональному применению. Иначе обстоят дела со сложными средствами, у которых синтаксис и семантика могут значительно различаться. Инструмент Curves с полным основанием можно отнести к разряду сложных. Поэтому опишем отдельно интерфейсное наполнение и способы практического применения этого средства.
Интерфейс
Все многочисленные инструменты и настройки команды Curves сведены в одно диалоговое окно, которое имеет то же название. Чтобы вывести его на экран, можно воспользоваться разделом главного меню Image => Adjustments => Curves (Изображение => Настройка => Кривые) или просто нажать Ctrl+M (см. рис. 4.28).
Рассмотрим основные интерфейсные средства этого инструмента.
Важно! Темная часть горизонтальной и вертикальной шкал соответствует точкам с низкой светимостью, светлая часть представляет яркие пикселы. По умолчанию для цветовой модели RGB единицами измерения яркостей служат пункты в диапазоне от 0 до 255, где черный цвет имеет минимальную нулевую яркость, а белый цвет - максимальную, равную 255. Чем светлее точка, тем дальше от начала координат она располагается на оси. Если щелкнуть мышкой по горизонтальной шкале, то упорядоченность яркост-ных значений изменится на противоположную. В этом случае светлые точки будут располагаться ближе к началу координат, а яркость измеряется в процентах. Яркость черного цвета равняется 100 процентам, яркость белого цвета— 0 процентам. Этот способ представления предпочитают пользователи, которые готовят изображения для вывода на печать. Он принимается по умолчанию для изображений, представленных в модели CMYK, и полутоновых изображений.
На заметку! Если при работе с диалоговым окном нажать и удерживать клавишу Alt, то кнопка Cancel (Отмена) превратится в Reset (Сброс), щелчок на которой сбрасывает все установки и восстанавливает первоначальную форму кривой. Кроме того, можно изменить разметку рабочего поля диалогового окна. Для этого достаточно щелкнуть по любой его точке, удерживая Alt.
Работа с кривой
Градационные кривые - это гибкий инструмент, позволяющий эффективно решать разнообразные задачи тоновой и цветовой коррекции. Рассмотрим несколько типичных примеров. Для определенности будем считать, что горизонтальная и вертикальная шкалы диалогового окна Curves упорядочены в направлении от черного к белому.
Пусть требуется внести поправки в распределение тонов светлого изображения, в котором преобладают оттенки белого цвета. Типичная гистограмма такого изображения приведена на рис. 4.29
Чтобы добиться равномерного затемнения оригинала, требуется перетащить градационную кривую немного ниже ее первоначального положения. На рис. 4.30 показана типичная форма кривой, которая решает поставленную задачу.
Первоначально распределение яркостей описывается прямой с углом наклона 45 градусов. Это значит, что выход равен входу для всех ее аргументов. Если перетащить мышкой контрольную точку ниже диагонали, то это вызовет смещение всей кривой вниз. Для всех точек, расположенных под диагональю, выходное значение яркости меньше входного, поэтому данное преобразование приведет к затемнению оригинала.
И наоборот, чтобы сделать тон изображения более светлым, следует поднять кривую вверх, выше диагонали. На рис. 4.31 показана типичная гистограмма изображения, выдержанного в темных тонах, а на рис. 4.32 представлена примерная форма кривой, применение которой влечет за собой увеличение доли светлых тонов и общее осветление оригинала.
На заметку! Когда на горизонтальной и вертикальной шкалах используется обратное упорядочение тонов (от белого к черному), то и форма кривых меняется на противоположную. Чтобы повысить плотность тонов, надо провести кривую выше диагонали. Для понижения плотности и сдвига образа в светлую часть шкалы требуется разместить ее ниже этого уровня.
Для тонкой настройки оригинала в отдельных тоновых диапазонах требуется вменить форму кривой локально, в пределах граничных тональных уровней. Зезде, где градационная кривая проходит выше биссектрисы прямого угла, изображение осветляется. Если кривая опускается ниже этого воображаемого уровня, го это приводит к затемнению соответствующих участков оригинала.
Рассмотренные примеры показывают, что изменение вертикальной позиции сривой влечет за собой перестройку яркостей точек. Что произойдет с оригиналом, хли изменить только наклон кривой, не меняя ее формы (см. рис. 4.33)?
Светлые уровни серого превратятся в чистый белый цвет. Об этом свидетельствует горизонтальный отрезок, расположенный в правой верхней части градационной кривой. По сходной причине самые темные тона будут окрашены в черный цвет. Наклон кривой станет больше, а это значит, что увеличатся расстояния между соседними тонами и, следовательно, повысится контрастность в средней части тонового диапазона. На практике для повышения контраста обычно используются s-образные кривые; типичная схема построения такой кривой рассмотрена в следующем разделе.
Попробуем сделать градационную кривую более пологой, по-прежнему не меняя существенно ее формы (см. рис. 4.34).
Несложный анализ показывает, что это преобразование приведет к снижению контраста во всем изображении. В самом деле, черные точки станут темно-серыми, белые получат окраску светло-серого цвета. Уменьшится разница между соседними уровнями точек, расположенных в средней части тонового диапазона.
После рассмотрения приведенных примеров вырисовывается общая схема применения инструмента Curves. Надо найти в оригинале проблемные интервалы и фрагменты, определить их входные уровни яркости, расставить на градационной кривой контрольные точки по границам корректируемых диапазонов и добиться требуемого локального поведения кривой. Отрегулировать наклон для настройки контраста, изменить позицию для внесения коррективов в яркости точек. Если бы эта схема оказалась полностью работоспособной, то пользователи Photoshop получили бы абсолютный контроль над оригиналом, а большая часть практических задач тоновой и цветовой коррекции - исчерпывающее решение.
Одной из причин, по которой не удается полностью реализовать этот алгоритм, является взаимная зависимость соседних тоновых интервалов. Сдвиг контрольной точки влечет за собой изменения формы кривой в некоторой ее окрестности и захватывает соседние интервалы. Например, если разместить по центру кривой одну контрольную точку и попытаться передвинуть одну ее часть, то вторая половина автоматически переместится в противоположную сторону. Такое поведение объясняется тем, что кривая служит не для локальной тоновой коррекции; ее изменения влекут за собой перераспределение уровней яркостей между точками всего тонового диапазона.
Для подавления наведенных искажений на краях оперативного интервала расставляют обычно несколько дополнительных контрольных точек, выполняющих функции стопоров.
Вернемся к гистограмме, показанной на рис. 4.31, и усложним задачу. Пусть самая важная часть изображения представлена в полутонах и требуется вместе с осветлением темных областей сохранить распределение в средней части тонового диапазона.
Гистограмма позволяет получить точные координаты концов среднего диапазона; он ограничен точками с входными уровнями 90 и 170 пунктов. Именно на этих позициях надо разместить две контрольные точки на градационной кривой. Они будут страховать изображения от внесения масштабных изменений в средний интервал. Для большей надежности можно разместить внутри интервала еще одну контрольную точку, которую лучше подвинуть к его левой границе. Градационная кривая, которая решает поставленную задачу, показана на рис. 4.35.
В заключение этого раздела приведем сводку технических приемов и клавиатурных комбинаций, которые способны сделать работу с кривыми более эффективной.
На заметку! Число контрольных точек градационной кривой не может превышать 16. Это ограничение нельзя считать жестким. При помощи такого массива управляющих элементов можно разбить тоновый интервал на 17 локальных зон и выполнить для них тонкую настройку яркости. Такой точности вполне достаточно для решения большинства задач тоновой коррекции.