Иллюстрированный самоучитель по Adobe Photoshop CS8


Выбор разрешения - часть 17


Попробуем проверить его обоснованность.
В качестве основания этой рекомендации называют, чаще всего, разрешение компьютерного монитора. Принимается, что это число равно 72 dpi. Если оцифровать оригинал с такой же плотностью, то его экранное представление будет иметь размеры, совпадающие с исходными. С точки зрения логики это заключение безупречно, усомниться можно только в исходной посылке.
Типичный современный 15-дюймовый монитор имеет следующие технические характеристики: размер видимой области - 14 дюймов и соотношение ширины и высоты- 4:3. Обычно при работе с таким экраном устанавливают 800 точек по горизонтали и 600 - по вертикали. Простой расчет с использованием элементарных знаний из школьной геометрии и арифметики позволяет найти абсолютную ширину экрана. Она равна 4/5 от размера диагонали видимой части экрана, т. е. 14*4/5 = 11,2 дюйма. Теперь разрешение легко найти делением общего числа точек по горизонтали на ее абсолютную длину 800 /11,2 = 71,42871, т .е. почти 72 dpi.
На первый взгляд все сходится, расчет подтверждает исходное предположение. Проверим мониторы с другими размерами экрана. Исходные данные и результаты расчетов приведены в следующей таблице. Она показывает, что истинное разрешение монитора может значительно отличаться от канонических 72 dpi.
Диагональ
Видимая область
Размер
Разрешение
15
14
800x600
72
17
16
1024x768
80
19
18
1280x1024
88
21
20
1600x1280
100

Если принять во внимание нестандартные установки, например 800 * 600 на 21-дюймовом экране или сравнительно редкое разрешение 1152*864, то разброс возможных значений разрешения будет еще больше. Они равномерно заполняют диапазон от 40 до 165 dpi и не демонстрируют при этом ни малейшего тяготения к сакраментальным значениям 72 или 96 dpi.
Почему же миф о безальтернативности этих магических чисел получил столь _нрокое распространение? Самое распространенное объяснение гласит, что подобие разрешение имели первые модели Macintosh. В области обработки графики эти не пулярные компьютеры не имели в свое время полноценной альтернативы среди персоналок, поэтому они основали традицию пересчитывать на 72 dpi все изображения, предназначенные для просмотра на экране.
Существует еще одно, более технологичное объяснение этого феномена. Если раззрешение изображения и монитора не совпадает, то размеры экранного образа могут отличаться от исходных. Оригинал, оцифрованный с плотностью 72 dpi, будет иметь меньшие габариты при отображении на экране с разрешением 100 dpi, а на экране в 60 dpi он будет выглядеть больше своих истинных размеров. Пример такой ситуации показан на рис. 1.10.



Рис. 1.10. Представление изображения на экранах с разным разрешением. На рисунке показаны экранные образы одного изображения, выведенные на мониторы (слева направо) с разрешением 96, 72 и 60 dpi

В ряду возможных экранных разрешений число 72 занимает центральную позицию; оно расположено в середине числового диапазона. Это значит, что изменение плотности пикселов монитора в любую сторону от этого рубежа не повлечет радикальной перестройки экранного образа документа.
Данное обстоятельство особенно важно для гипертекстовых страниц, публикуемых во Всемирной сети, поскольку изменение размеров графических вставок может привести к существенной модификации макета документа. Увеличение размеров графики влечет за собой использование скроллинга - приема просмотра, который единодушно порицается всеми исследователями в области инженерной психологии.
Уменьшение габаритов графики не приведет к немедленному краху проекта, поскольку в отношении этого преобразования гипертекстовые страницы демонстрируют более высокую устойчивость. Но нарушение пропорций и потерю взаимосвязей между отдельными частями виртуального проекта можно предотвратить только благодаря использованию специальных мероприятий.
Совсем не случайно, что подлинное значение разрешения мониторов пришлось определять посредством вычислений. Эта характеристика лишь косвенно отражает технические свойства подобных устройств. Она не входит в число параметров, которые обычно указывает производитель оборудования в технических паспортах. С точки зрения растровой картинки экран монитора не имеет протяженности, а представляет собой матрицу пикселов. По этой причине для выбора рационального разрешения сканирования оригиналов, предназначенных для показа на экране, в первую очередь следует принять во внимание желательные размеры экранной версии изображения.
Рассмотрим простой пример. Пусть изображение размером 6*4 дюйма оцифровывается с разрешением 100 dpi. После обработки экранная версия будет иметь размер 6 * 100 = 600 точек по горизонтали и 4 * 100 = 400 по вертикали. Как оценить этот массив точек? Это зависит от размеров экрана, выбранного для показа картинки. На мониторе размером 640 * 480 она заполнит почти всю площадь, на экране 1024 * 768 останутся значительные свободные области, картинка займет почти четверть пространства экрана размером 1280 * 1024.
Пусть требуется, чтобы изображение размером 6*4 дюйма занимало ровно половину ширины экрана 640 * 480, т. е. имело ширину 320 пикселов. Тогда его следует оцифровать с разрешением 320 / 6 = 54 dpi. Если по условию задачи изображение должно заполнить экран 800 * 600 по высоте, то его следует сканировать с разрешением 600 / 4 = 150 dpi.
Итак, чтобы выбрать рациональное разрешение сканирования изображения, предназначенного для демонстрации на экране, требуется дать ясный ответ на два вопроса:

  •  Каковы размеры сканируемого оригинала?
  •  Какую часть экрана должно занимать оцифрованное изображение?

Если на первый вопрос почти всегда удается дать ясный ответ, то решение второй задачи связано с многочисленными факторами неопределенности. Главным из них является размер экрана конечного пользователя. Если нет достоверной информации о категории потребителей разработанного продукта, то целесообразно ориентироваться на экраны самого маленького размера, состоящие из 640 * 480 пикселов.
Рассмотренная рекомендация оказывается полностью состоятельной только в среднем случае, когда вычисленное разрешение попадает в центральную часть некоторого диапазона технически доступных и логически обоснованных плотностей.
Пусть, например, требуется превратить изображение значительного размера в экранную пиктограмму. Для определенности примем значения оригинала, равными 6 * 4 дюйма и будем считать, что пиктограмма должна иметь размер 42 * 28 точек. Расчет по любой из сторон (42 /6 = 7 dpi, 28 / 4 = 7 dpi) дает очень маленькие значения разрешения. Понятно, что такой плотности оцифровки совершенно недостаточно для получения изображения приемлемого качества.
Рассмотрим пример, противоположный по соотношению размеров оригинала и его экранной версии. Пусть сканируется маленькое изображение (0,5 * 0,5 дюйма) и требуется получить большой образ (1024 * 1024). Такой оригинал должен быть обработан с разрешением 2048 dpi, что заведомо превосходит оптическое разрешение любого сканера среднего класса.
Эти предельные примеры расположены на границах того пресловутого «среднего случая», в который «вписывается» большая часть ситуаций, встречающихся на практике. Для них, по всей видимости, лучшим выходом будет использование приема повторной дискретизации. Если рассчитанное разрешение выходит за границы допустимого диапазона, то следует оцифровать оригинал с плотностью, которая гарантирует достаточное качество экранной версии, а затем средствами редактора Photoshop задать такие размеры и разрешение, которые решают поставленную задачу. Все необходимые технические средства предоставляет команда Image Size (см. рис. 1.6). Работа с этой командой подробно рассмотрена в разделе «Масштабирование и дискретизация в Photoshop».

На заметку! Никакие спекулятивные размышления и умозрительные выкладки не могут заменить экспериментов. Что лучше: сканировать оригинал с разрешением 90 dpi или оцифровать его с плотностью 270 dpi, а затем уменьшить размеры экранной версии на треть? Предпочесть один из вариантов можно только опытным путем.

А не слишком ли громоздкая техника предлагается для решения такой сравнительно несложной задачи? Описанная методика и принцип, опирающийся на магическое число 72 dpi, соотносятся друг с другом примерно как прогноз и предсказание. Чтобы узнать погоду на следующий день, можно рассчитать систему дифференциальных уравнений или просто положиться на состояние дедушкиного радикулита. Во многих случаях оба метода дадут одинаковые результаты. Для обеспечения бесперебойной работы аэропорта дедушкины показания будут признаны неубедительными, а интегрирование дифуравнений для выбора формы одежды -процедура очевидно избыточная.





Начало  Назад  Вперед